1 ГЛАВА. Общие положения
Настоящий Этический кодекс руководителя организации здравоохранения Кыргызской Республики (далее – Кодекс) основан на общепризнанных нравственных и моральных принципах, нормах общества и государства, и разработан в соответствии с положениями Конституции Кыргызской Республики, Кодекса этики государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики, Кодекса профессиональной этики медицинского работника Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, регулирующих вопросы противодействия коррупции.
1.1. Понятие Этического кодекса руководителя организации здравоохранения
Этический кодекс руководителя организации здравоохранения – это совокупность принципов, норм и правил, отражающих понимание достойного поведения и требования общества к нравственному, моральному, культурному и профессиональному облику лиц, руководящих организациями здравоохранения.
1.2. Цели Этического кодекса руководителя организации здравоохранения
- Настоящий Кодекс устанавливает этические принципы, нормы и правила для руководителя организации здравоохранения в целях:
- обеспечения единого понимания этических норм, правил и принципов поведения руководителей;
- формирования в их сознании готовности следовать этическим нормам, правилам и принципам поведения для служения обществу и государству;
- достойного выполнения своей профессиональной деятельности;
- стимулирования нравственного поведения сотрудников организаций здравоохранения через личный пример руководителя;
- обеспечения равенства прав, возможностей, обязанностей и ответственности разных полов при осуществлении деятельности в организации здравоохранения;
- укрепления доверия граждан к работникам здравоохранения.
1.3. Этические принципы руководителя организации здравоохранения
Этическими принципами руководителя организации здравоохранения являются:
- добросовестность;
- ответственность;
- справедливость и равенство в принятии управленческих решений и поведении;
- честность, объективность и беспристрастность;
- законность и прозрачность деятельности;
- профессионализм и результативность при исполнении служебных обязанностей,
- организованность, дисциплинированность и пунктуальность;
- вежливость, тактичность, скромность и сдержанность в поведении;
- терпимость к критике со стороны и уважительное принятие внешней оценки своего поведения и деятельности;
- доступность, доброжелательность и открытость в общении с гражданами, коллегами и подчиненными;
- приверженность гендерному равенству (равенству прав женщин и мужчин);
- непримиримость к фактам нарушения норм этики.
Соблюдение данных этических принципов руководителем организации здравоохранения является обязательным условием при осуществлении руководства деятельностью медицинской организации и учитывается при проведении оценки его деятельности, выдвижении на вышестоящие должности, награждении или наложении дисциплинарных взысканий.
Данные этические принципы учитываются при включении лица в резерв руководящих кадров здравоохранения, при отборе кандидатов и при назначении на должность.
ГЛАВА 2. Этические нормы и правила исполнения профессиональных обязанностей
Руководитель организации здравоохранения обязан:
- соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, трудовое законодательство и иные законы Кыргызской Республики и нормативно-правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения результативной работы своей организации;
- быть примером добросовестного и своевременного исполнения взятых на себя обязательств и решения поставленных задач;
- обеспечивать сохранность, а также рациональное и бережное использование средств и собственности организации только по целевому назначению;
- исполнять приказы, распоряжения и указания руководства, изданные в пределах полномочий вышестоящих органов;
- соблюдать распорядок своего рабочего дня (режим рабочего времени);
- нести персональную ответственность за свои действия, решения и их последствия;
- поддерживать и повышать свой уровень образования и квалификации, необходимый для исполнения своих должностных обязанностей;
- организовать работу своих сотрудников, создавая в коллективе условия для профессионального развития каждого, способствовать профессиональному развитию сотрудников, распространению и внедрению новых знаний и методов в организации;
- уважать и соблюдать права гражданина;
- не допускать дискриминации по этническим, возрастным, языковым, социальным, имущественным и иным признакам или семейному положению, а также по политическим, культурным и религиозным взглядам;
- не допускать прямой и косвенной гендерной дискриминации в любой сфере своей деятельности по отношению к лицам разного пола; принимать специальные меры, направленные на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин в организациях здравоохранения, создавать и внедрять механизмы по реализации государственной гендерной политики в организациях здравоохранения;
- проявлять корректность и внимательность в обращении и общении с гражданами, подчиненными, коллегами и иными должностными лицами;
- быть доступным для приёма и обращений граждан; уважительно, внимательно и объективно рассматривать обращения граждан; бережно относиться к личному времени граждан, не допуская волокиты; решать вопросы граждан в пределах своих должностных обязанностей, в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики;
- оценивать работу своих сотрудников на справедливой и доказуемой основе в соответствии с согласованными целями проведения оценки работы;
- соблюдать конфиденциальность данных, не разглашать врачебную тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе и после прекращения работы на руководящей должности;
- гарантировать защиту персональных данных сотрудников организации и пациентов; использовать эти данные строго по назначению, этично и добросовестно;
- обеспечивать полноту и честность данных о деятельности организации;
- своевременно предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
- обеспечивать защиту здоровья и безопасности сотрудников, охрану окружающей среды;
- незамедлительно информировать руководство и соответствующие органы о ставших ему известными фактах нарушения законодательства Кыргызской Республики;
- способствовать повышению авторитета государства, не критиковать публично руководство и проводимую государством политику.
ГЛАВА 3. Предупреждение коррупции
Руководитель организации здравоохранения должен:
- соблюдать законодательство против коррупции/взяточничества;
- избегать совершения любых действий, которые могут рассматриваться как злоупотребление служебным положением;
- быть примером некоррумпированного поведения;
- не допускать коррупции в коллективе;
- создать внутриорганизационную систему предупреждения и противодействия коррупции;
- проявлять нетерпимость к коррупции в обществе, в том числе формировать культуру нетерпимости к коррупции в своем коллективе;
- не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Конфликт интересов возникает, когда частные интересы руководителя при исполнении им должностных обязанностей не совпадают с интересами общества и государства, что приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, организаций или государства.
В случаях, когда руководитель оказывается в ситуации, которая несет коррупционные риски, или ему становятся известны факты коррупционного поведения со стороны других сотрудников, он обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме уполномоченному органу.
ГЛАВА 4. Культура поведения
4.1. Этика взаимоотношений при исполнении своих обязанностей
В отношениях с руководством и с другими коллегами руководитель организации здравоохранения должен придерживаться следующих норм и правил:
- соблюдать субординацию,
- придерживаться рамок служебных отношений,
- проявлять уважение и корректность,
- ценить и уважать мнение коллег и подчиненных.
- Руководитель организации здравоохранения должен:
- быть открытым для получения мнения коллег и подчиненных о своей работе и своем поведении; реагировать на критику доброжелательным и конструктивным образом;
- доброжелательно и с уважением относиться к своим подчиненным и коллегам, ценить их мнение и время;
- содействовать формированию и поддержанию благоприятного морального климата в коллективе, духа командного сотрудничества и взаимодействия;
- предотвращать конфликты между сотрудниками в коллективе; разрешать конфликты корректно, компетентно, с уважением ко всем участвующим сторонам;
- проявлять внимательность к нуждам своих подчиненных, отзываться на их просьбы, оказывать им при необходимости поддержку и помощь;
- воздерживаться от любых форм преследования, домогательств и притеснений на основе гендерных стереотипов, включая психологическое давление и сексуальное насилие, и активно противодействовать таким действиям среди сотрудников;
- объективно и конструктивно проводить критический разбор деятельности подчиненных сотрудников, не допускать неуважения, ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства сотрудника;
- разрабатывать политику карьерного роста работников организации здравоохранения с учетом гендерной политики Кыргызской Республики;
- внедрять механизмы ответственности и подотчетности организации здравоохранения за реализацию государственной гендерной политики;
- не позволять себе и запрещать сотрудникам приходить на работу в нетрезвом виде или употреблять на рабочем месте спиртные напитки, наркотические вещества и табачные изделия.
4.2. Этика и общественно-политическая деятельность
Общественная и политическая деятельность руководителя, а также его принадлежность к религиозной организации должны исключать возможность их влияния на беспристрастность и этичность выполнения им служебных обязанностей.
Руководитель организации здравоохранения не должен:
- заниматься внеслужебными делами в рабочее время;
- принуждать других сотрудников к выполнению внеслужебных дел в рабочее время;
- заниматься любыми противоправными действиями в любое (служебное или внеслужебное) время;
- принуждать других сотрудников или иных лиц к занятию любыми противоправными действиями в любое время (служебное или внеслужебное);
- принуждать сотрудников и иных лиц к участию в деятельности общественных, политических объединений и религиозных организаций, используя свое служебное положение.
4.3. Участие в публичных мероприятиях
На публичных мероприятиях руководитель организации здравоохранения должен правильно пользоваться методами публичных выступлений, избегать некорректного поведения и высказываний.
В ходе общения со средствами массовой информации (в том числе и с международными) в рамках сферы своей ответственности и квалификации руководитель организации здравоохранения должен помнить о том, что он является должностным лицом системы здравоохранения Кыргызской Республики.
Как пользователь социальных сетей, руководитель организации здравоохранения должен осознавать и как гражданин, и как должностное лицо, что он несет полную личную ответственность за подбор своих слов и выражений.
4.4. Внешний вид руководителя организации здравоохранения
Внешний вид руководителя должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Одежда должна быть выдержана в строгом деловом стиле, предпочтительно классического направления. Прическа должна подчеркивать деловой имидж служащего, быть аккуратной и опрятной.
ГЛАВА 5. Действие Этического кодекса руководителя организации здравоохранения
Настоящий Кодекс имеет обязательную силу для всех руководителей организаций здравоохранения.
Нарушение принципов, норм и правил настоящего Кодекса может повлечь дисциплинарную, административную, гражданскую и иную ответственность. Если одновременно с нарушением этических принципов, норм и правил нарушаются нормы законодательства, то руководитель несет ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.
Внесение изменений и дополнений в настоящий Кодекса инициируется Ассоциацией руководителей организаций здравоохранения КР на основании предложений руководителей организаций здравоохранения.