Этический кодекс руководителя организации здравоохранения КР

1 ГЛАВА. Общие положения
Настоящий Этический кодекс руководителя организации здравоохранения Кыргызской Республики (далее – Кодекс) основан на общепризнанных нравственных и моральных принципах, нормах общества и государства, и разработан в соответствии с положениями Конституции Кыргызской Республики, Кодекса этики государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики, Кодекса профессиональной этики медицинского работника Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, регулирующих вопросы противодействия коррупции.

1.1. Понятие Этического кодекса руководителя организации здравоохранения
Этический кодекс руководителя организации здравоохранения – это совокупность принципов, норм и правил, отражающих понимание достойного поведения и требования общества к нравственному, моральному, культурному и профессиональному облику лиц, руководящих организациями здравоохранения.

1.2. Цели Этического кодекса руководителя организации здравоохранения

  • Настоящий Кодекс устанавливает этические принципы, нормы и правила для руководителя организации здравоохранения в целях:
  • обеспечения единого понимания этических норм, правил и принципов поведения руководителей;
  • формирования в их сознании готовности следовать этическим нормам, правилам и принципам поведения для служения обществу и государству;
  • достойного выполнения своей профессиональной деятельности;
  • стимулирования нравственного поведения сотрудников организаций здравоохранения через личный пример руководителя;
  • обеспечения равенства прав, возможностей, обязанностей и ответственности разных полов при осуществлении деятельности в организации здравоохранения;
  • укрепления доверия граждан к работникам здравоохранения.

1.3. Этические принципы руководителя организации здравоохранения
Этическими принципами руководителя организации здравоохранения являются:

  • добросовестность;
  • ответственность;
  • справедливость и равенство в принятии управленческих решений и поведении;
  • честность, объективность и беспристрастность;
  • законность и прозрачность деятельности;
  • профессионализм и результативность при исполнении служебных обязанностей,
  • организованность, дисциплинированность и пунктуальность;
  • вежливость, тактичность, скромность и сдержанность в поведении;
  • терпимость к критике со стороны и уважительное принятие внешней оценки своего поведения и деятельности;
  • доступность, доброжелательность и открытость в общении с гражданами, коллегами и подчиненными;
  • приверженность гендерному равенству (равенству прав женщин и мужчин);
  • непримиримость к фактам нарушения норм этики.

Соблюдение данных этических принципов руководителем организации здравоохранения является обязательным условием при осуществлении руководства деятельностью медицинской организации и учитывается при проведении оценки его деятельности, выдвижении на вышестоящие должности, награждении или наложении дисциплинарных взысканий.

Данные этические принципы учитываются при включении лица в резерв руководящих кадров здравоохранения, при отборе кандидатов и при назначении на должность.

ГЛАВА 2. Этические нормы и правила исполнения профессиональных обязанностей

Руководитель организации здравоохранения обязан:

  • соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, трудовое законодательство и иные законы Кыргызской Республики и нормативно-правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения результативной работы своей организации;
  • быть примером добросовестного и своевременного исполнения взятых на себя обязательств и решения поставленных задач;
  • обеспечивать сохранность, а также рациональное и бережное использование средств и собственности организации только по целевому назначению;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания руководства, изданные в пределах полномочий вышестоящих органов;
  • соблюдать распорядок своего рабочего дня (режим рабочего времени);
  • нести персональную ответственность за свои действия, решения и их последствия;
  • поддерживать и повышать свой уровень образования и квалификации, необходимый для исполнения своих должностных обязанностей;
  • организовать работу своих сотрудников, создавая в коллективе условия для профессионального развития каждого, способствовать профессиональному развитию сотрудников, распространению и внедрению новых знаний и методов в организации;
  • уважать и соблюдать права гражданина;
  • не допускать дискриминации по этническим, возрастным, языковым, социальным, имущественным и иным признакам или семейному положению, а также по политическим, культурным и религиозным взглядам;
  • не допускать прямой и косвенной гендерной дискриминации в любой сфере своей деятельности по отношению к лицам разного пола; принимать специальные меры, направленные на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин в организациях здравоохранения, создавать и внедрять механизмы по реализации государственной гендерной политики в организациях здравоохранения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении и общении с гражданами, подчиненными, коллегами и иными должностными лицами;
  • быть доступным для приёма и обращений граждан; уважительно, внимательно и объективно рассматривать обращения граждан; бережно относиться к личному времени граждан, не допуская волокиты; решать вопросы граждан в пределах своих должностных обязанностей, в порядке и сроки, установленные законодательством Кыргызской Республики;
  • оценивать работу своих сотрудников на справедливой и доказуемой основе в соответствии с согласованными целями проведения оценки работы;
  • соблюдать конфиденциальность данных, не разглашать врачебную тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе и после прекращения работы на руководящей должности;
  • гарантировать защиту персональных данных сотрудников организации и пациентов; использовать эти данные строго по назначению, этично и добросовестно;
  • обеспечивать полноту и честность данных о деятельности организации;
  • своевременно предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
  • обеспечивать защиту здоровья и безопасности сотрудников, охрану окружающей среды;
  • незамедлительно информировать руководство и соответствующие органы о ставших ему известными фактах нарушения законодательства Кыргызской Республики;
  • способствовать повышению авторитета государства, не критиковать публично руководство и проводимую государством политику.

ГЛАВА 3. Предупреждение коррупции
Руководитель организации здравоохранения должен:

  • соблюдать законодательство против коррупции/взяточничества;
  • избегать совершения любых действий, которые могут рассматриваться как злоупотребление служебным положением;
  • быть примером некоррумпированного поведения;
  • не допускать коррупции в коллективе;
  • создать внутриорганизационную систему предупреждения и противодействия коррупции;
  • проявлять нетерпимость к коррупции в обществе, в том числе формировать культуру нетерпимости к коррупции в своем коллективе;
  • не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Конфликт интересов возникает, когда частные интересы руководителя при исполнении им должностных обязанностей не совпадают с интересами общества и государства, что приводит или может привести к нарушению прав и интересов граждан, организаций или государства.
В случаях, когда руководитель оказывается в ситуации, которая несет коррупционные риски, или ему становятся известны факты коррупционного поведения со стороны других сотрудников, он обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме уполномоченному органу.

ГЛАВА 4. Культура поведения
4.1. Этика взаимоотношений при исполнении своих обязанностей
В отношениях с руководством и с другими коллегами руководитель организации здравоохранения должен придерживаться следующих норм и правил:

  • соблюдать субординацию,
  • придерживаться рамок служебных отношений,
  • проявлять уважение и корректность,
  • ценить и уважать мнение коллег и подчиненных.
  • Руководитель организации здравоохранения должен:
  • быть открытым для получения мнения коллег и подчиненных о своей работе и своем поведении; реагировать на критику доброжелательным и конструктивным образом;
  • доброжелательно и с уважением относиться к своим подчиненным и коллегам, ценить их мнение и время;
  • содействовать формированию и поддержанию благоприятного морального климата в коллективе, духа командного сотрудничества и взаимодействия;
  • предотвращать конфликты между сотрудниками в коллективе; разрешать конфликты корректно, компетентно, с уважением ко всем участвующим сторонам;
  • проявлять внимательность к нуждам своих подчиненных, отзываться на их просьбы, оказывать им при необходимости поддержку и помощь;
  • воздерживаться от любых форм преследования, домогательств и притеснений на основе гендерных стереотипов, включая психологическое давление и сексуальное насилие, и активно противодействовать таким действиям среди сотрудников;
  • объективно и конструктивно проводить критический разбор деятельности подчиненных сотрудников, не допускать неуважения, ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства сотрудника;
  • разрабатывать политику карьерного роста работников организации здравоохранения с учетом гендерной политики Кыргызской Республики;
  • внедрять механизмы ответственности и подотчетности организации здравоохранения за реализацию государственной гендерной политики;
  • не позволять себе и запрещать сотрудникам приходить на работу в нетрезвом виде или употреблять на рабочем месте спиртные напитки, наркотические вещества и табачные изделия.

4.2. Этика и общественно-политическая деятельность
Общественная и политическая деятельность руководителя, а также его принадлежность к религиозной организации должны исключать возможность их влияния на беспристрастность и этичность выполнения им служебных обязанностей.
Руководитель организации здравоохранения не должен:

  • заниматься внеслужебными делами в рабочее время;
  • принуждать других сотрудников к выполнению внеслужебных дел в рабочее время;
  • заниматься любыми противоправными действиями в любое (служебное или внеслужебное) время;
  • принуждать других сотрудников или иных лиц к занятию любыми противоправными действиями в любое время (служебное или внеслужебное);
  • принуждать сотрудников и иных лиц к участию в деятельности общественных, политических объединений и религиозных организаций, используя свое служебное положение.

4.3. Участие в публичных мероприятиях
На публичных мероприятиях руководитель организации здравоохранения должен правильно пользоваться методами публичных выступлений, избегать некорректного поведения и высказываний.

В ходе общения со средствами массовой информации (в том числе и с международными) в рамках сферы своей ответственности и квалификации руководитель организации здравоохранения должен помнить о том, что он является должностным лицом системы здравоохранения Кыргызской Республики.

Как пользователь социальных сетей, руководитель организации здравоохранения должен осознавать и как гражданин, и как должностное лицо, что он несет полную личную ответственность за подбор своих слов и выражений.

4.4. Внешний вид руководителя организации здравоохранения
Внешний вид руководителя должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Одежда должна быть выдержана в строгом деловом стиле, предпочтительно классического направления. Прическа должна подчеркивать деловой имидж служащего, быть аккуратной и опрятной.

ГЛАВА 5. Действие Этического кодекса руководителя организации здравоохранения
Настоящий Кодекс имеет обязательную силу для всех руководителей организаций здравоохранения.

Нарушение принципов, норм и правил настоящего Кодекса может повлечь дисциплинарную, административную, гражданскую и иную ответственность. Если одновременно с нарушением этических принципов, норм и правил нарушаются нормы законодательства, то руководитель несет ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.
Внесение изменений и дополнений в настоящий Кодекса инициируется Ассоциацией руководителей организаций здравоохранения КР на основании предложений руководителей организаций здравоохранения.